понедельник, 3 сентября 2012 г.

Непутевые заметки из Армении

Идея «сгонять» в Армению засела в моем мозгу уже давно: как-никак, одна из исторических родин. Со временем идея окрепла, обрела весьма реальные очертания, но как-то не предоставлялось случая.

Поскольку отдыхать я люблю в Грузии, то решила прихватить с собой подругу и отправиться в солнечный Батуми. Но ни я, ни моя подруга не относимся к категории людей, для которых отдых – это ежедневные перемещения из гостиницы на пляж, с пляжа в клуб, а из клуба – обратно в гостиницу, мы стали придумывать себе «культурную программу». Вот тогда-то и возникла снова мысль: «А не сгонять ли в Армению?». Сказано – сделано.

Понежившись несколько дней под батумским солнцем, в одно прекрасное, но дождливое утро мы уселись в маршрутку и отправились в Ереван. До Кобулети мы доехали вдвоем, там набилась полная маршрутка армян, отдыхавших в этом небольшом приморском городке.

До грузино-армянской границы мы доехали почти без приключений. Разве что ребята, сидевшие рядом с нами, поинтересовались нашим маршрутом. Мы объяснили, что едем в Ереван, а потом – в Тбилиси. «Девочки, – в один голос воскликнули они, – это кто ж вас надоумил в Тбилиси через Ереван ехать?!». Вдоволь нахохотавшись, мы объяснили, что Ереван – это не промежуточный пункт, а одна из целей нашего небольшого вояжа.

На границе нас ждал сюрприз. Точнее, сюрприз ждал армянских таможенников, когда в потоке армянских им вдруг попались два белорусских паспорта. Они долго вертели их в руках, рассматривали со всех сторон, разве что не обнюхали. Из разговоров, которые они вели между собой, мы поняли, что идет выяснение: а нужна ли белорусам виза для поездки в Армению? Мы начали в один голос убеждать, что виза нам совершенно ни к чему, ибо между нашими странами безвизовый режим. Когда в наших паспортах уже красовались штампы, свидетельствующие о том, что мы пересекли границу Армении, моя подружка удивилась: «Странно, что люди работают в таможне, но не знают, нужна ли нам виза!». И тут меня осенило. «Понимаешь, когда нормальному белорусу нужно попасть в Армению, он чинно-благородно садится в самолет и летит в Ереван, а не ломится в раздолбанной маршрутке со стороны Грузии».

Путь до Еревана был несколько утомительным из-за однообразных пейзажей за окном: после Гюмри – пустые горы, ни растительности, ни деревень, ни признаков цивилизации. Однако любая дорога когда-нибудь заканчивается, и мы оказались в пункте назначения: Ереван принял нас в свои жаркие (градусов 40) объятия. Не более, впрочем, жаркими, чем объятья Марины Мамиконян, с которой я познакомилась на Фестивале национальных культур в Гродно, и которая встретила нас в Армении.

С первого взгляда стало понятно, что столица Армении ничем не напоминает столицу Беларуси: другая архитектура, другой рельеф, другая речь на улицах, другие люди, другая манера вождения… Одним словом, все по-другому.

Мы чудесно провели время с Мариной и ее подругами, погуляли по ночному Еревану, съездили на озеро Севан, обрыскали полгорода в поисках билетов в Тбилиси, побродили по местным кафешкам, наелись местных вкусностей и надегустировались напитков. В общем, чудесно провели время.

Жаль только, что у нас было всего два дня. Из разговоров с девочками мы поняли, что в Армении есть еще масса мест, которые нужно непременно посетить. И что нам стоило приехать, как минимум, на неделю. Но беларуские отпуска такие скоротечные. А нас еще ждал Тбилиси.

Назад мы ехали другой дорогой, поэтому нам удалось, пусть и из окна маршрутки, взглянуть на Дилижан, Ваназор, Алаверди (город-побратим Полоцка), которые раньше были для меня просто точками на карте. Когда мы уезжали, поблизости не оказалось ни одного водоема, подходящего для того, чтобы бросить туда монетку. Но я и без того знала, что обязательно сюда вернусь…

P.S. Полагаю, что вспоминать историю основания Сурб Аракелоц и Аствацацин или пересказывать легенду об Ахтамар было бы, по меньшей мере, глупо. Вы все знаете лучше меня. Поэтому поделюсь лишь некоторыми несколькими фотографиями, которые напоминают о времени, проведенном в Армении.

Ночной Ереван — яркий и шумный. Но гулять по главным улицам несколько проблематично из-за обилия других, точно так же желающих прогуляться.

Ереванские городские скульптуры просто покорили меня своим разнообразием. И абсолютно возле каждой хотелось сфотографироваться.

Уж если мы, оставив вещи в Батуми, налегке примчались в Ереван, то не залезть на Каскад мы просто не могли себе позволить. Даже несмотря на то, что в тот вечер (очевидно специально к нашему приезду) были выключены эскалаторы. Зато сверху мы насладились изумительным видом.

Теперь я наконец поняла, почему Ереван называют красным городом. Хотя, по-моему, больше подошло бы слово «розовый».

Вообще, армянская архитектура в корне отличается от белорусской.

Мне понравились фонтанчики на улицах. В +40 понимаешь, что это — великолепное изобретение человечества.

Ереван — он разный…

Ереванские таксисты — отдельная история. Как и армянский автопарк: давно не видела такого скопления автомобилей «made in USSR». Позабавило, что службы такси названы женскими именами. А вот с таксистом, возившим нас на Севан нам невероятно повезло — все рассказал, все показал…

Я наконец-то вблизи увидела настоящие армянские хачкары…

… и попробовала армянское гранатовое вино.

Вообще, ереванские ресторанчики запомнились интересными интерьерами и чрезвычайно полезными изобретениями. Жаль, что в Минске с этим негусто.

А вот армянские ромашки — точь-в-точь такие же, как белорусские.

Я обязательно вернусь сюда!